Государственное устройство, армия и экономика.
Начало государству в Южных землях положил крупный родоплеменной союз в составе семи или девяти крупных племен и нескольких более мелких. Общую политику определял совет князей этих племен. Глава совета выбирался каждый год в порядке строгой очередности от князя самого крупного до князя самого малочисленного племени. Когда "круг замыкался" (т.е. проходило 9 лет) в каждом из племен выбирался новый князь. Впоследствии эта система изменилась, но общая структура в целом сохранилась: наиболее крупные племена переросли в самостоятельные княжества, совет племен превратился в механизм системы наследования. Каждый из девяти князей земель, первоначально входивших в совет племен, и поныне носит титул "Правителя всего Юга". Это примерно означает "тот, кто в свое время может стать правителем всех земель Юга", но отнюдь не то, что каждый из них претендовал на престол верховного правителя. Изначально Правитель всего Юга избирался именно среди князей этих девяти земель (на ханнара – "девять земель" – одно из местных названий "Харада"). Хотя со временем княжеств стало больше, их князья не имеют права на титул «Правителя всего Юга», и, соответственно, не могут претендовать на то, чтобы править другими правителями. Северяне называют правителей с титулом «королями», а правителей без титула - князьями. Князья, как правило, не зависят от королей. Однако король может править князем, если подчинит его, а князь королем - не может.
Система наследования власти изменилась таким образом, что верховная власть в конкретном государстве постепенно перешла к правителям одного рода и наследуется по прямой линии, при этом, несмотря на то, что титул «правителя всего Юга» сохранялась, реально единого государства (или даже союза государств) не существует. Многочисленные легенды повествуют о Правителях, правящих не только всем Югом, но и подчинивших себе восточные и северные земли, однако это всего лишь легенды. Южане до сих пор верят, что когда-нибудь придет человек, поднимет легендарный Меч Правителя и объединит весь Юг, как легендарный Нгхаранна, по преданию, покоривший не только все земли Юга, но и все земли севера вплоть до северного моря.
Попытки объединить Юг под единым правителем предпринимались Сауроном и его слугами и во Вторую, и в Третью Эпохи. Во Вторую это были Черные нумэнорцы, в Третью - местные вожди, которым Саурон особо благоволил. Перед Войной Кольца в Хараде было искусственно создано племенное объединение, называемое Ташбааном. Верховный правитель этого объединения носил титул тисрок и считался командующим всей армией Юга. Однако правители Юга редко признавали его власть, и после войны это племенное объединение распалось. Слова «Ташбаан» и «тисрок» - не харадского происхождения, скорее всего, это какие-то сильно искаженные слова Черного наречия. Легендарный правитель Второй Эпохи Кхамул Дхарин (это даже не имя, а один из его титулов на одном из харадских диалектов) был вовсе не Правителем всего Юга, как считают некоторые историки, а всего лишь местным королем, хотя правил он довольно крупным племенем южан.
На настоящий момент в каждом из конкретных государств Харада власть сосредоточена в руках правящего рода, как правило, наиболее богатого и знатного. Напомню, что правящие роды - это воинские роды. Наследником правителя становится ближайший родственник по мужской линии – сын, за неимением такового – родной брат или племянник. В случае отсутствия подходящих кандидатур правителем мог стать и глава другого рода, наиболее знатного из имевшихся (иерархия родов по знатности хорошо известна и определялась традицией).
Дочь правителя считается приличным выдавать замуж за другого правителя или же за представителя наиболее знатного рода. Муж дочери правителя не получает права на власть, даже если у правителя и нет сыновей. Иногда и женщины становятся правительницами, но случаи такие редки и принадлежат в основном области легенд.
Изначально правитель государства являлся главой совета племен, их военным предводителем (кирт'анна), выбиравшимся для руководства объединенными военными силами; он же разбирал тяжбы между отдельными племенами. Впоследствии кирт'анна – устойчивый титул любого правителя. Однако отголосок традиции выборности сохранился в том, что иногда кирт'анной выбирается и не правитель, а наиболее уважаемый и опытный полководец (но только с согласия правителя, которое, впрочем, может быть номинальным), да и то только в случае крупной войны с соседями или иноземцами.
Правитель осуществляет следующие функции: сбор военного ополчения, судебное управление, арбитраж в отношении племен и родов. В течение долгого времени его власть сильно ограничивалась властью местных князей (глав наиболее влиятельных племен), хотя он и имел право судить их. Приговоры и санкции в отношении крупных князей до сих пор осуществляются лишь с согласия остальных из них. Однако нынешние правители нередко используют свою власть таким образом, что получение согласия остальных князей - формальность, ничуть не ограничивающая волю правителя. С другой стороны, князья стараются ограничить власть правителя, потому соперничество правителя и князей - одна из характерных черт харадской жизни.
Местные князья обязаны предоставлять правителю (сообразно могуществу племени) денежное содержание, натуральный оброк и профессиональных воинов из воинских родов. Денежное содержание составляет казну, натуральный оброк хранится у правителя и расходуется в случае надобности не только на его личные нужды или нужды его рода, но и в случае нужды в государстве, например, при неурожае и голоде. Воины, поступающие на службу к правителю от князей, составляют войско правителя. Это войско, состоящее из профессиональных военных, защищает правителя и государство от внешних врагов, а также приводит в исполнение судебные решения правителя: аресты, лишения имущества и т.п. Правитель содержит также и "родовую гвардию", это в основном воины собственного рода и родственных родов. Именно эта гвардия наиболее преданна лично правителю, именно из таких воинов правитель набирает себе телохранителей. Князья также содержат свои собственные дружины, ради собственной безопасности и ради безопасности их земель.
Профессиональные воины служат своему правителю, либо князю за плату. Обычно каждый князь сам охраняет границы подчиненной ему земли, в случае нужды прося помощи у правителя. Во время войн все военное управление передавалось в одни руки (правителя или кирт'анны). Во время крупных войн воевать идут не только представители воинских родов, но и все, кто может держать в руках оружие, включая подростков и даже, в случае большой опасности, женщин. Подробнее о войнах и об армии я поведу речь ниже.
Обычное обращение к правителю – «господин» (т'анна), так же обращаются и ко всем знатным старейшинам и князьям. При обращении к правителю в присутствии знати или глав родов добавляется эпитет нгхаурэ. Сам же правитель обращается к старейшинам «братья», ко всем присутствующим – «братья и дети братьев моих».
Политику того или иного государства определяет своего рода «королевский совет», состоящий из глав (старейшин) наиболее древних и знатных родов, число которых ограничено. В некоторых случаях (например, при болезни старейшины) место старейшины рода мог занимать его полномочный представитель, избиравшийся советом рода при одобрении старейшины. Каждый из членов совета имеет равные права при принятии решений, любое из которых принималось только с согласия всех без исключения членов совета и обязательно с одобрения правителя. Только из числа членов совета мог избираться регент (при малолетнем наследнике) или временный правитель, а также кирт'анна. Представители жречества в совет не входили, однако первый из Служителей почти всегда выполнял функции главного советника, к мнению которого правитель не мог не прислушиваться. С увеличением самостоятельности правителя роль «королевского совета» уменьшается, но ныне нет таких правителей, что не прислушивались, пусть и против собственной воли, к голосу старейшин и Служителя.
Земля в Хараде является собственностью рода, и ни князья, ни правители не имеют права ей единолично распоряжаться. Совет рода распределяет землю по семьям, в зависимости от того, как много земли может обработать та или иная семья. Семья может приглашать работников со стороны, оплачивая их труд, либо заставляя работать как рабов, только за еду. Иные роды вовсе не имеют земли, например, кузнечные или торговые. Род правителя также владеет землей, но сам правитель не является собственником всей земли государства. Между родами земля обычно распределяется естественным порядком, определяемым традицией и тем, насколько род может свою землю защитить. Роды могут обращаться к правителю, если считают, что их землю незаконно отобрали. Однако подобные тяжбы могут длиться годами: харадрим не записывают, какому роду сколько земли принадлежит, а полагаются только на память стариков. Потому и земельные споры трудноразрешимы, одни утверждают одно, другие - другое. Для разрешения земельных споров привлекают представителей незаинтересованных родов, в крайних случаях обращаются к Служителям. Земли, завоеванные в результате больших государственных войн, распределяются прежде всего между воинскими родами, чьи воины участвовали в войне, распределение осуществляет «королевский совет». Земли, бывшие пустошами, имеет право осваивать любой род, эти земли считаются его собственностью, если род совершит на них определенный ритуал, пригласив в качестве свидетелей жрецов.
Государственная система южан отличается почти полным отсутствием профессиональных чиновников. Правление на местах осуществляется старейшинами местных родов, обладающих всей полнотой власти над своими сородичами. При старейшинах и главах отдельных наиболее крупных семей распространен институт «королевских представителей», чья функция чаще всего или совещательная, или сводится к разрешению конфликтов между членами разных родов; они также следят за регулярностью денежных отчислений в государственную казну. Прямое налогообложение также отсутствует – скажем, любой торговец или ремесленник обязан отчислять определенный процент дохода не непосредственно государству (или правителю, что одно и то же), а в пользу своего рода, размер этих отчислений определяет совет рода в каждом конкретном случае, и лишь впоследствии часть родовых денег поступает в казну правителя в виде фиксированного сбора. Размер сбора («цены достоинства») зависит также от знатности рода и его места в государственной иерархии – более знатные всегда платят больше. Харадрим сильно обижаются и принимают в качестве личного оскорбления снижение налогов для их рода, ведь это значит, по их мнению, что их род не считают достаточно знатным. Потому делом чести считается выплачивать большие налоги, даже если в силу неблагоприятных обстоятельств род испытывает денежные затруднения.
В случае чрезвычайных обстоятельств решением «королевского совета» могут назначаться дополнительные сборы. Местные налоги (к примеру, с торговых экспедиций и иноземцев) также поступают не в казну государства, а в казну местного правящего рода, хотя их максимальный размер и определяются специальными законами. Это приводит к тому, что путники, странствующие по землям Юга, вынуждены платить подати каждый раз, когда они пересекают границы, отделяющие земли одного рода от другого. Все эти сборы делают сухопутные путешествия немногим более выгодные, нежели морские. Несмотря на несовершенство такой системы и большой простор для злоупотреблений (каковые имеют место), государственная казна обычно не испытывает недостатка в средствах, поэтому никаких реформ в этой области никогда не предпринималось.
Судебные функции в рамках рода исполняет старейшина, в случае тяжбы между людьми из разных родов – представитель правителя в роду потерпевшей стороны при участии старейшин всех участвующих в тяжбе родов, при серьезном межродовом конфликте в качестве судьи выступает правитель. В самых сложных случаях прибегают к помощи и совету Служителей, и нередко их слово становится решающим. Начавшаяся сравнительно недавно кодификация и систематизация законов привела к возникновению слоя профессиональных законоведов, наиболее авторитетные из которых находятся на службе у правителя и получают жалованье из государственной казны, однако немало их находится и на службе у родовой аристократии.
Воины играют в жизни харадрим одну из главных ролей. Сама война, военные действия отнюдь не осуждаются, но скорее приветствуются традиционной моралью. Воинская доблесть, честь, мужество - вот что воспевают певцы, вот к чему стремится каждый мужчина. Воины окружены почтением, их уважают, ими гордятся, они же внушают страх. Харадрим любят демонстрировать свою доблесть, у них часты войны меж племенами и государствами. Сражаются южане храбро, у них нет привычки отступать, даже если поражение очевидно. На войне харадрим не знают жалости, у них в обычае добивать раненых противников, а в захваченных селениях они часто убивают всех, включая женщин, стариков и детей. Так поступают они потому, что считают: что лучше пасть на поле боя, нежели пережить своих товарищей, а истребление противника они считают знаком уважения к нему: ведь убивая женщин, харадрим показывают, что боятся их, а также опасаются мести со стороны не выросших детей. Если город или поселение сдается без боя, харадрим часто оставляют в живых мирных жителей, но это с их стороны не милосердие, а выражение презрения.
Сражаются южане как пешие, так и конные. Их лошади низкорослы (несколько ниже среднего лошадиного роста), с крепкой, широкой грудью. Как правило, они гнедой, соловой или буланой масти. Белые скакуны встречаются редко, их обычно отдают правителям.
Оружием пользуются как прямым, так и изогнутым (в ВК упомянуты скимитары харадрим), а также луками и копьями. Доспехи - бронзовые пластины, либо прикрепленные к кожаной основе, либо связанные шнуром. Знак воина - золотые серьги, их цвет - красный (это цвет воинов и жрецов): идя в бой, харадрим красят лица красной краской, воины носят красные плащи и даже окрашивают в красный цвет острия копий. Щиты круглые, желтого и черного цвета. Военные предводители носят золотые ожерелья.
Харадрим редко соблюдают строй, скорее каждый род и каждый отдельный воин стремится продемонстрировать воинскую доблесть, бросаясь вперед на врагов, сколько бы их ни было.
При столкновении родственных племен военная добыча не берется, все имущество, захваченное у противников, сжигается. Воины поступают так, чтобы продемонстрировать свое презрение к богатству, чтобы подчеркнуть преобладающее значение именно доблести, мужества. Так они показывают, что идут в бой не ради низменной корысти, но ведомые стремлением добыть славу и увеличить честь рода. Впрочем, имущество тех, кого они считают чужаками, воины берут охотно.
Воины не составляют единой профессиональной организации – отдельные союзы воинов существуют внутри родов и подчиняются их старейшинам. Существуют и внеродовые объединения – регулярное княжеское ополчение, войско правителя. Воинами становятся по родовой традиции или по желанию (хотя это редкость), при этом неофит подвергается ряду профессиональных испытаний (по выбору самих Воинов) и инициации. Подтверждение статуса Воина – оружие с клеймом рода (князя), ему лично не принадлежащее. Аналогично можно стать и Служителем.
И Воины, и Служители имеют неписаный "кодекс чести". Так, для них было недостойно заниматься торговлей или иной коммерческой деятельностью. Сами торговцы существуют в обществе харадрим на особом положении, особенно те из них, которые ведут торговлю с другими землями. Торговля считается среди южан занятием хоть и не позорным, но мало почетным. Потому если в каком-то роду есть торговцы (если этот род не состоит из одних торговцев), их наличие скрывается. Внутренняя торговля развита значительно слабее, нежели внешняя, поэтому купцы, торговавшие, скажем, с Умбаром, значительно богаче всех прочих; как правило, среди таких торговцев довольно мало чистокровных южан, и многие из них стараются удержать свое ремесло в рамках рода, не допуская чужаков. По-видимому это, а также и то, что южане редко соглашались вести торговые операции с золотом, и породило устойчивый на Севере стереотип о «нечистоплотности» местных коммерсантов… В рамках древних, исконно южных родов стараются скрывать принадлежность отдельных их членов к торговле и не слишком приветствуют, если кто-либо изъявлял желание таковой заняться. Торговец, будучи членом рода, отчисляет часть своей прибыли в пользу рода, а род уже платит налоги правителям.
Занимаются харадрим земледелием, скотоводством, разведением коней. Мореплавание и ловля рыбы не являются распространенными занятиями. Харадрим несколько опасаются моря, и не только его самого, но и тех, кого оно носит по волнам. В любом случае, мореходство считается в Хараде занятием хоть и достойным, но очень уж ненадежным. Добывают в Хараде и полезные ископаемые: железо, медь, серебро, золото, драгоценные камни, соль. На рудниках трудятся в основном рабы и различные «низкие» люди.
Шелководство также существует на Юге. Вероятно, это нумэнорцы научили харадрим разводить шелковичных червей и делать из их коконов шелк, однако сами южане придерживаются иного мнения.
Деньги у харадрим серебряные. Золото они добывают, но, поскольку к этому металлу у них особое отношение, они не продают его (как правило) чужестранцам. И вообще не чеканят золотую монету.