Часть первая. Философия магии
Ну что, очень хочется, да? Сил нет, как хочется иногда взмахнуть волшебной палочкой или сказать специальные слова (если уж обычными не получается) - и чтоб горы сдвинулись, раны залечились или хотя бы начальник не ругался.
Да тут еще этот жанр фэнтези подоспел. Ох, эта фэнтези, чтоб ее... Мало нам новомодных веяний с экстрасенсами и с глазами, так ведь еще народ ну совсем помешался на этих мирах, где колдуны на каждом шагу, да не только колдуны, еще эльфы всякие, и еще куча всякого странного народу. Да этот профессор оксфордский со своим Средиземьем. И в результате на каждом углу Гэндальфы, Галадриэли, Сауроны... Кто еще? И такие все специалисты по магии, что просто держись. Хорошо еще, если просто рассуждают. А то ведь и вправду руками махать начинают, петь чего-то...
Честно говоря, именно махание руками меня волнует меньше всего. Тут издалека видно, что человек дурью мается. А вот рассуждения иногда приводят к таким выводам, что просто остаешься в недоумении: пардон, а человек читать-то умеет?
И больше всего достается несчастному Средиземью. Особенно извращенная форма издевательства - ну да, понятно, Хоббитские Игрища. Нет, я их нежно люблю, но, пообщавшись с народом и побывав на ХИ-94, припомнила бессмертное творение Стругацких, опыты профессора Выбегалло и умклайдет, при неправильном употреблении которого возникали всякие дурнопахнущие орлы. Ох, нет на нас Януса Полуэктовича Невструева с его фундаментальным трудом "Уравнения Математической Магии"... Глядишь, и постыдились бы говорить о том, в чем, простите, ни бельмеса.
Стоп! Какая магия? Какие уравнения? О чем тут говорить? Если ты, уважаемая Эйлиан, в реальную магию не веришь, так что же ты, в сущности, защищаешь? О чем тут говорить, о сказочках?
Ну, если бы говорить было не о чем, то, наверное, не было бы проблем с отыгрыванием магии на тех же ХИ-94. Это был просто шедевр маразма.
Но я бы сказала, что это только симптом. Симптом того, что мы чего-то не понимаем. Стоит задуматься: чего же мы не понимаем? Хотя бы ради развлечения на сон грядущий. И сразу станет ясно: магия - очень серьезная вещь. Стоит только допустить ее существование.
Стругацкие вон допустили. И у них целый НИИ получился. И оказалось, что понедельник начинается в субботу, а для управления умклайдетом требуется недюжинное образование. "Сермяжный" же подход демонстрирует профессор Выбегалло, и это не смешно - страшно...
Так что же мы к магии мира Толкиена подходим а-ля Выбегалло?
Ведь у Толкиена мир пронизан магией насквозь.
Вообще-то можно, конечно, оставаться на позиции хоббита Сэма, который пришел в Лориэн. Просто насладиться тем дивным ароматом, который придает магия этому замечательному миру, а потом заняться своим садом или диссертацией. Но если уж мы беремся этот мир осознавать, анализировать или тем паче моделировать - будь то статья, квэнта или игра - стоит вникнуть в то, что такое в мире Толкиена магия вообще, и откуда она и зачем.
А что такое вообще "Мир Толкиена"?
Вот отсюда и начнем. Мир Толкиена является Вторичным Миром. Такой мир представляет собой полноправную реальность, т.е. систему закономерностей, связывающую факты и управляющую всеми процессами внутри нее. От привычной нам реальности (первичной) такой мир отличается только отсутствием физического плана. (Если кому эта фраза покажется слишком заумной, перечитайте ее все-таки еще раз, а то придется вам читать "Дерево и Лист" или "Заметки клуба "Мнение", что еще хуже.)
Ну хорошо, а где тут магия?
А что такое магия вообще?
Ну, наконец-то вопрос задан. Ну не смешно, а? Говорим о магии, моделируем магию, а что такое магия, понять забыли. Неудивительно, что у нас на ХИ в Мории лабиринт строят, а Галадриэль заклинания по бумажке читает. Примем за отправную точку такое определение: магия есть некое воздействие на окружающий мир, не укладывающееся в рамки физических понятий. Правда, в свое время молния в них тоже не укладывалась. Уточним определение, значительно сузив его: магия есть прямое воздействие информации на окружающий мир.
Ну да. Сказал волшебные слова, определенным образом взмахнул рукой... И сдвинулась гора.
В нашем мире такого не бывает. Говорят, что вера горами движет, но, как правило, для сдвига горы находятся вполне физические причины. А в мире Толкиена это вполне возможно. Почему?
Начнем от сотворения мира. Что было вначале? Вначале был Илуватар. И мир Средиземья был одухотворен с самого начала. Это известно точно. И это очень важно. В сущности, Илуватар - не личность, не Бог в представлении наивного христианства, и не греческий Зевс. Это не только и не столько Творец, сколько само Творчество. И Творчество в Эа превыше всего.
Илуватар создает Айнур. Айнур - мысли Илуватара, его инструменты при сотворении Эа, т.е. в каком-то смысле часть Илуватара, но та часть, которая заведомо меньше целого.
Звучит музыка Айнур. Эта Музыка и есть Эа, хотя Айнур, ее со-творители, об этом до времени не ведают. Потом Илуватар говорит: "Узрите свою Музыку!" и велит своему творению быть.
Но что такое музыка?
Определенным образом структурированная информация.
Таким образом, Эа по сути является информационной системой, созданной Первотворцом и его со-творителями. Обведите в рамочку. Информация заложена в структуре Эа и его законов куда глубже, чем материя. Потому, естественно, что те, кто властен над этой информацией, способны менять материальную структуру мира. А это и есть магия. Таким образом, магия как средство воздействия н;ѓир изначально заложена в глубочайшей структуре Эа.
Итак, Творчество превыше всего. Плод творчества - Эа - обретает Бытие. Оно изначально одухотворено, внутренне едино и целиком отражается в своей мельчайшей части. Эа - произведение искусства.
Часть Айнур нисходит в Бытие, чтобы в уже очерченных рамках продолжить творение, каждый по-своему. Но Айнур остаются, тем не менее, чем-то иным по отношению к внутренней структуре Бытия, как художник - к холсту, на котором рисует картину, даже если среди изображенных там людей присутствует он сам.
Итак, магия - это то воздействие на мир, которое оказывают Айнур: они обладают знанием изначальной информационной структуры Арды, причем они сами творили ее, а потом видели ее целиком со стороны. И потому они способны продолжить Музыку, продолжить творение. Их слова - все равно, что кисть художника, перекраивающая изображение по его воле. Потому что они не из Арды. Они со-творители, их магия - продолжение конструирования мира, постороннее воздействие.
А выглядят они при этом как традиционные волшебники: протянул руку, сказал "волшебные слова", и река потекла вспять или на пустом месте загорелся огонь.
Собственно, так и действовал Гэндальф. В принципе, ничего такого сложного в его "заклинаниях" нет. Обычные фразы на Синдарине, в которых он излагает, что ему надо. Ибо он - Майя, и Бытие изменяется от его слов, как картина под кистью художника.
А эльфы - не маги!!!
И когда я слышу о Финроде или Финголфине "Маг", я вздрагиваю просто. Бедные эльфы! Ну как язык поворачивается ставить рядом слова "эльф" и "Маг"! Да еще какие-то уровни вводить...
Но это аргумент эльфийского плана, а по-человечески так: Как персонаж картины может картину переделывать?
Эльфы - не маги. И даже не "магические существа".
Они куда естественнее, чем пришедшие впоследствии люди. Они телом и душой являются частью структуры Бытия. Им дано лучше, чем людям, понимать эту структуру, но они не способны даже мысленно выйти за ее пределы и посмотреть на нее "со стороны". Не говоря уж о том, чтобы напрямую переделывать ее.
Их воздействие, которое Толкиен называет чарами куда тоньше и слабее. И красивее. Они воздействуют изнутри, примерно так, как обретшие собственную волю персонажи у хороших писателей влияют на сюжет. Лучше, чем Толкиен, тут не скажешь, но и я попробую объяснить, что я имею в виду. Кстати: помните - люди эльфов боялись и не понимали? При том, что эльфы всегда были Добрым Народом. Люди не могли понять, что же такое эльфы творят, вроде бы ничего, руками не машут, страшных слов не говорят, а что-то в мире меняется. Их творчество - Искусство, или Чары, связано оно с Вторичным Миром. Вторичным по отношению к тому, который является обиталищем их физических тел.
Толкиен говорит, что эльфы способны создать Вторичные Миры, в которые могут зримо войти и создатель и зритель. Как это ни тяжко, при попытке осознать, что такое Искусство, приходится исходить именно отсюда. Эти Вторичные Миры во всем, что создают эльфы - будь то песня, или кольцо, или столь мерзкая вещь, как меч... Они сплетают Вторичные Миры с Первичным (для них), и тонкое понимание внутренней структуры Первичного Мира является необходимым требованием для того, чтобы они могли его с чем-то сплетать.
Но Вторичный Мир - полноправная реальность со своими законами, и, сплетая Вторичные Миры с Первичным, они привносят в Первичный Мир эти законы, и, таким образом, через свое Искусство опосредованно влияют на Первичный Мир, изменяя его. Именно это тонкое и прекрасное влияние и ушло из Средиземья, когда потеряли силу Кольца и из серебристой Гавани уплыл корабль... В нашем мире его нет. Но это по нему мы тоскуем, когда тоскуем об эльфах. Это его пытаемся осознать, когда говорим про "эльфийскую магию". А оно такое тонкое, что стоит что-то недопонять - рвется и исчезает...
Как видите, Чары имею мало чего общего с воздействием Айнур. Но вот парадокс: каждый отдельный эльф - не маг, но они все-таки изменяют мир при помощи информации, значит о Магии Эльфов в каком-то смысле можно все-таки говорить... (и сам Толкиен порой использует слово "магия" для обозначения воздействия Вторичного Мира.) Но эльфы внутри своей магии, она едина и скорее сама властна над ними, чем они - над нею.
А что такое магия людей? Не знаю. Люди - нечто среднее между эльфами и Айнур: их тело принадлежит Арде, а дух - нет. Но духи людей не были Со-творителями Арды, и это главное, чем они от Айнур отличаются. Им доступен "метафизический" взгляд на мир, т.е. они могут мысленно выйти за его рамки, зато глубокого внутреннего понимания мира им не дано. Они познают его гораздо более ментально, чем эльфы, которым о многом говорить-то не надо. (Кстати, здесь должны лежать глубокие различия в структуре языка.) Людям присущ аналитический подход, им труднее увидеть за деталями целое. Но главное - они "снаружи".
Таким образом, Чары им не подвластны, а магия... Они могут выучить какие-то "волшебные слова", но вряд ли способны понять тот язык, из которого эти слова приходят.
Итак, магия в мире Толкиена (и магия, и чары) является сложной структурой, вплетенной в структуру мира. Ее законы - часть закономерностей этого мира. Неудивительно, что пренебрежение ими ведет к исчезновению "духа Толкиена", потому что мы, пренебрегая этими законами, по сути, разрушаем реальность Средиземья. Опять же, будь то статья, квэнта, игра или треп...
Ну хорошо. Все это общие слова. А конкретно? Ты, Эйлиан, говоришь о законах. Так приведи эти законы, чтобы мы могли воспользоваться ими!
Господа... Я же говорю: осторожно... Если бы законы Арды можно было сформулировать словами - полностью - то либо каждый из нас был бы Илуватаром, либо Арда не была бы творением Божьим (для нас = произведением искусства, художественным образом.)
Но иллюстрация моим словам есть.
Часть вторая. Поединок Саурона с Фелагундом
Думаю, что мало кто оставался равнодушным, читая об этом поединке. Отчаянная честность против могущественного зла, воля против хитрости, свет против тьмы...
Чары эльфа против магии Майя.
Разумеется, поединок этот является поединком двух этик, двух систем ценностей. Чары и Магия - средства, оружие, метод воздействия.
Сначала Саурон стремится сломить своих пленников ужасом. Он вполне может непосредственно повлиять на них. Но Фелагунд принимает вызов, и говорит о красоте, противопоставляя ее тому, что рисует Саурон.
Здесь, разумеется, различия между Магией и Чарами для нас практически не видны. (Хотя, я думаю, присутствующие ощутили разницу.) В сущности, оба производят эмоциональное воздействие. Но вот что происходит дальше: противники усиливают это воздействие, и в какой-то момент Финроду, чтобы отразить натиск противника, приходится сделать нечто, о чем сказано так:
Всю силу эльфийскую и магию
Он влил в свои слова.
Что бы это значило? Красивый художественный образ, который я анатомировать не хочу. По-моему, здесь мы имеем дело с созданием Вторичного Мира. Но, создав его, Финрод вынужден обращаться с ним так, как требуют его законы. Но беда в том, что сам он не является чем-то внешним по отношению к его структуре, он является ее частью, и теперь уже сам по себе он бессилен, сам подчиняется этим законам. Саурон все это понял. Он понял, в какую ловушку таким образом попадает Финрод, и использовал ее потрясающе красиво. Он лишних сил не тратил...
Необыкновенно красивый ход: непонятно, кто же запел о Резне в Альквалондэ. Потому что это неважно. В сущности, Саурон дождался, пока Финрод не вложил в создаваемый Вторичный Мир всю свою силу, а потом обернул этот Мир против самого создателя. При этом возможность такого оборота заложена в самой структуре данного Вторичного Мира (ведь Финрод поет о вещах вполне определенных, он создает художественное отражение того, что было и есть в его жизни), но нужна сила Мага-Майя, чтобы суметь это сделать.
Не скажу, что мне удалось объяснить все, что я хотела бы. Но это и невозможно, наверное (См. выше)
Если уж зашла речь о Финроде, разберу еще кое-что. Единственный известный мне пример заклинания, использованного эльфом: заклинательная песнь Финрода, когда он придавал себе и своим спутникам облик орков. Но ведь это же песнь! Я не думаю, чтобы он знал наизусть ее слова. И не стали же они на самом деле орками. Скорее это было что-то вроде сложнонаведенной галлюцинации или отвода глаз: "Все видят то-то..." - вполне "вторичный", т.е. эльфийский мотив.
И последнее. Не разбивал Фелагунд цепи заклинаниями! Если бы он мог - "что ж ты, милый, раньше-то этого не сделал?" Как можно разбить цепи с помощью Вторичного Мира?
Часть третья. Слезьте с умклайдета!
Повторю основную мысль: Магия и Чары у Толкиена - это не детали антуража, а важнейшие мотивы внутренней структуры Вторичного Мира Средиземья. Причем одни из самых тонких и трудно моделируемых. И относиться к ним надо бережно, а то "дух Толкиена" улетит, и никакой спирит его обратно не вызовет.
Чтобы на Играх дух этот самый чувствовал себя поуютнее, предлагаю попытаться все-таки использовать умклайдет по назначению.
Первое.
Четко разграничить Магию и Чары. Ни в коем случае не моделировать возможности эльфов и возможности Майяр одинаковым образом, как это было на ХИ-94. Не именовать эльфов Магами, Волшебниками и Колдунами. Они - эльфы, а это совсем другое.
Второе.
Магию вполне можно моделировать традиционными заклинаниями, заучиваемыми наизусть. Но пользоваться такой магией может только Майя, а если эльф попробует ее применить - не сработает.
Третье.
Заученные наизусть заклинания - вещь, хорошая для Амбера (и то не очень), а в Толкиене они как-то не смотрятся. Лучше разработать правила, по которым составляются эти заклинания, что-то типа упрощенной Каббалы (идея старая и принадлежит не мне).
Четвертое. Моделирование Чар (Искусства) - вещь для нас, Людей, очень сложная и тонкая. В любом случае придется ограничиться частичным моделированием. Если в Игру введены правила, по которым составляются заклинания, эти правила должны быть различны для эльфов и Майяр.
Пятое. Следует подумать, на что могут оказывать воздействие Маги, и на что - эльфы. Ни один эльф не мог с помощью Искусства заставить потечь реку вспять. А Маги, Майяр - почему бы и нет?
Шестое. Способности в плане Чар следует изначально дать ВСЕМ эльфам. А дальше - если сумеет отыграть. Чары следует моделировать таким образом, чтобы их надо было отыгрывать. КАК? Осмелюсь напомнить - ключевое слово у Толкиена - творчество. Пожалуйста - заклинательная песнь. Сымпровизировал, спел - сработало. Не умеешь экспромты выдавать? Или петь стесняешься? Старый способ отвода глаз: "Вы видите то-то..." А далее - сумеет противник по игре разгадать, что там за "глюком" - значит, сумеет, нет - значит, нет. Повторяю, такое надо дать ВСЕМ эльфам. Люди будут их бояться? А люди эльфов и боялись! Сложно? Знаете, это как раз то, где надо мозги напрягать в альтернативу рубиловке. В словесках это все хорошо получается. Вообще не можешь? Какой же ты тогда эльф?
Седьмое. Если эльф сумел отыграть какой-то момент, не предусмотренный правилами, но все присутствующие согласились: да, Чары! - считать это игровым моментом.
В результате откроется бездна возможностей для эмоционального восприятия Игры. Народ станет больше думать и меньше маньячить.